ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

Categories:

Машины в огненных тонах (статья из журнала KAMAZ, №3'2017)



Еще 20 лет назад в пожарных службах основные отечественные производители грузовой автотехники были представлены в непропорциональных долях. Составлявшие основу парка служб «01» капотные грузовики из Москвы, Новоуральска и Миасса с большим перевесом довлели над продукцией «КАМАЗа». Одна из причин такого перекоса уходит корнями в 1980-е годы, когда в плановом хозяйстве за челнинским автогигантом была закреплена роль производителя большегрузов. Ситуация кардинально поменялась в начале 2000-х с появлением в производственной линейке широкой гаммы 2- и 4-осных моделей грузоподъемностью от 4,0 до 25,5 т. С 2008-го началось масштабное переоснащение парка пожарных частей ведомств и МЧС. За минувшие два года на специализированных выставках было представлено больше дюжины новых спасательных и пожарных машин на шасси КАМАЗ для МЧС, служб аэродромов, нефтегазовой отрасли и силовых структур.

Достаточно привести такой пример. На Урале мирно соседствуют сразу четыре компании сходного профиля: УСПТК, «Уралпожтехника», «СпецАвтоТехника» и «Приоритет», для которых камские шасси являются основными в производственной программе.



ДВУХОСНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ
Производители пожарной техники традиционно особое внимание уделяют автомобилям повышенной проходимости с колесной формулой 4х4. Среди свежего пополнения следует отметить автоцистерну НЕФАЗа и спасательный автомобиль ПО «Спецтехника пожаротушения».

Сейчас такую машину освоил нефтекамский автозавод. Опытную партию пожарных автоцистерн НЕФАЗ АЦ-3,0-40(43502) на шасси КАМАЗ-43502-0003034-45GC в Нефтекамске выпустили еще в 2014 году, после чего машины поступили на службу в Уфу (Башкирия) и казахстанские города Астана и Уральск. В конце 2015-го первая партия из 5 машин была отгружена в Ногинск и Владимир, а затем заказы на машину начали поступать и из других городов России. В комплектацию входят швейцарские гидрогенератор и гидромотор Bosch Rexroth, пожарный монитор Unifire Force 50 с дистанционным управлением и водяной насос Johstadt.

На протяжении многих лет ПО «Спецтехника пожаротушения» представляет свою технику не только на выставочных стендах, но и на показах в филиалах, одним из которых является полигон Ногинского спасательного центра МЧС. Здесь во время проведения выставки «Комплексная безопасность» можно было увидеть в действии спасательные и пожарные машины на новом шасси КАМАЗ-5387: АСА-30-0,8-0,6/100-3,0 и АЦ-3,2-40/4 с новым насосом NH35 производительностью 3000 л/мин.


НЕФАЗ АЦ-3,0-40(43502)


Аварийно-спасательный автомобиль АСА-30-0,8-0,6/100-3,0 на шасси КАМАЗ-5387

СЕМЕЙСТВО 43118
Тверское ООО «ПСЦ Техинком», основанное в 2003 году как предприятие по проектированию и выпуску автомобилей для пожарных служб и МЧС, к сегодняшнему дню имеет портфель из двух дюжин моделей пожарной спецтехники на шасси КАМАЗ и фактически полностью сосредоточилось на продукции камского автогиганта.

Спектр выпускаемой продукции можно разделить на три группы: пожарные автоцистерны, автомобили специального назначения (насосные рукавные, штабные, аварийно-спасательные), высотная пожарная автотехника – автолестницы (высотой 30–50 м).

Пожарная автоцистерна АЦ-8-40 (56-ТВ) модели 363156 на шасси КАМАЗ-43118 с мощным насосом производительностью 70 л/с. В конструкции сдвоенной кабины применены ступени с электромеханическим приводом, кабина боевого расчета соединяется со штатной кабиной шасси эластичной проставкой-компенсатором. Насос расположен в задней части в отапливаемом отсеке. С помощью отопителя Webasto обогревается и емкость цистерны, в которую вмонтирована дополнительная емкость пенообразователя объемом 700 л. При необходимости автоцистерна может быть оборудована стандартным насосом (в базовой комплектации на 40 л/с) на лафетном стволе с дистанционным управлением.

Другая модель – автоцистерна АЦ-8-40 (70-ТВ) является логическим продолжением модели 363156. Вторая кабина салонного типа соединена со штатной через проставку-компенсатор. Гидромонитор установлен теперь не на кабине, а смонтирован на кузове, где скомпонована 8-кубометровая цистерна для воды, 700-литровый пенобак, центробежный насос НЦПН-70/100 и ПТВ.

Предприятие ранее не заявляло о намерении войти на специфический рынок аэродромных машин. Сейчас же аэродромный пожарный автомобиль АА-8,0/60-50/3 (51-ТВ) на полноприводном шасси КАМАЗ-43118-3087-46 стал вершиной модельной гаммы «Техинкома».

Одно из старейших предприятий министерства – варгашинский завод противопожарного специального оборудования (ВЗППСО) – продолжает развивать линейку полноприводных машин, выставив АЦ-7,0-70 (43118)-62ВР на шасси 300-сильного КАМАЗ-43118-46. Похожую, но более компактную машину АЦ-5,0-40, изготовленную в ЗАО «ПО «Берег» можно использовать как самостоятельную боевую единицу или как насосную станцию при перекачке с одной или нескольких автоцистерн.

ООО «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания», владеющее заводами в Миассе, Пожве и Посевной выпускает АЦ-7,0-70 (43118) большой емкости. Она способна нести 7000 л воды и 500 л пенообразователя, состав бригады (включая водителя) – 7 человек, насос НЦПН-70/100 расположен в задней части.

На КАМАЗ-43118 помимо автоцистерн устанавливают и специализированные кузова. ОАО «Уральский завод пожарной техники» из Миасса изготовляет насосно-рукавный автомобиль АНР-60-1,4 (43118) с цистерной емкостью 2000 л и пенобаком на 1000 л. На нем установлен отечественный насос НЦПН-40/100. Запас пожарных рукавов – 1400 м, из них 1000 м диаметром 75 мм. Намотка барабанов с рукавами механизирована. Помимо этой машины ведется выпуск обновленной автоцистерны АЦ-8,0-70 (43118).


«ПСЦ Техинком» АЦ-8,0-40 (70-ТВ) на шасси КАМАЗ-43118


«ПСЦ Техинком» АА-8,0/60-50/3 (43118-3087-46) мод. 51-ТВ


ВЗППСО АЦ-7,0-70 (43118)-62ВР


УСПТК АЦ-7,0-70 (43118)


«Уралпожтехника» – АНР-60-1,4 (43118)


ПО «Берег». АЦ-5,0-40 на шасси КАМАЗ-43118

СЕМЕЙСТВО «ТОРНАДО»
Вездеходы КАМАЗ-65224, разработанные по НИОКР «Торнадо», изначально не предполагалось использовать в пожарных целях, но высокий запас мощности и надежности базового шасси незамедлительно обратили внимание конструкторов.

ПО «Спецтехника пожаротушения» выпускает аэродромный автомобиль АА-8,0-90/6 (FLF-7500). Он предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и тушения пожаров на объектах аэропортового комплекса. На крыше кабины установлен лафетный ствол для подачи воды и воздушно-механической пены. Передний бампер оборудован лафетным стволом, задний бампер оснащен съемной системой покрытия пеной взлетно-посадочной полосы.

«Берег» – формально разделенные на два предприятия – ЗАО «НПО «Берег» и ЗАО «ПО «Берег» – широко используют шасси нового семейства. Новая автоцистерна АЦ-5,0-100 на полноприводном шасси КАМАЗ-65224 снабжена вместительной цистерной на 5000 л и пенобаком на 500 л, что позволяет использовать этот автомобиль при тушении пожаров в труднодоступных местах, не имеющих водоснабжения. На машине смонтирован американский насос Waterous CXSD.

Московское предприятие ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения» начало собирать заказы на аэродромный пожарный автомобиль FLF 7500 на шасси КАМАЗ-652244, который создан в сотрудничестве с Rosenbauer. По отечественной классификации он обозначается как АА-8,0-90/6. Эта машина была полностью собрана в Австрии для оценки спроса. Как говорят представители фирмы, в случае появления заказов производство этой машины будет развернуто в Москве. Интересной особенностью машины является цистерна из стекловолокна и полностью алюминиевый корпус кузова.


АЦ-5,0-100 компании «Берег» на шасси КАМАЗ-65224


Аэродромный FLF 7500 – АА-8,0-90/6 на шасси КАМАЗ-652244

ЗАДНИЙ ПРИВОД
Может показаться, что производственная линейка производителей пожарных автоцистерн последнее время пополняется только за счет полноприводных и внедорожных машин. Но это обманчивое впечатление. Во-первых, можно вспомнить автолестницы, автогидроподъемники на шасси КАМАЗ-6520 и КАМАЗ-6540 (8х4) и гамму машин на шасси КАМАЗ-65115 (6х4).

Новая пожарная автоцистерна тяжелого класса АЦ-8,0-90/6 (65111) компании ПО «Спецтехника пожаротушения» получила мощный насос NH55 производительностью 5500 л/мин и лафетный ствол производительностью 2500 л/мин. Объем цистерны (8000 л, пенобак 500 л) выбран с расчетом на тушение крупных возгораний в условиях затрудненного доступа к источниками воды, а также для борьбы с огнем в местах повышенной пожароопасности на нефтеперегонных заводах и нефтехимических установках.

Не забыты машины с колесной формулой 4х2. «Спецтехника пожаротушения» начала поставки заднеприводных АЦ-3,2-40/4(43253) мод. 001-МС типа 4653-0000010 и благодаря своей компактности и скорости эти машины возглавят передовой отряд машин быстрого реагирования.

Ключевой премьерой 2016 года миасского ООО «Приоритет» стала новая версия пожарной автоцистерны АЦ-3,0-40/4 (43253) на шасси КАМАЗ-43253 с инженерным оборудованием. В него входят гидроманипулятор, установленный в задней части машины, и V-образный отвал, смонтированный спереди на специальном надрамнике. Дополнительная пластиковая кабина боевого расчета вмещает 4 человека в полной выкладке.

Завод пожарных автомобилей «СпецАвтоТехника» из Екатеринбурга освоил выпуск автоцистерны АЦ-5,0-40/100 (43253) с системой нового поколения NATISK-2 для тушения пожаров компрессионной пеной. Она способна подавать от 25 до 100 м3 высокоэффективного огнетушащего вещества. Конструкция кабины обеспечивает размещение боевого расчета из 7 человек, включая водителя.

Одной из главных особенностей автомобиля является кабина боевого расчета – в ней можно встать в полный рост. Широкий проход кабины позволяет спокойно передвигаться внутри. Появились дополнительные места для ПТВ и ящики.

Самый свежий дебютант выставок – ООО «Противопожарные услуги» – свое первое ОТТС получило лишь год назад. Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40 (43253) была изготовлена на промплощадке в поселке Детчино в Калужской области, хотя головной офис находится в Подмосковье. Создание первого образца было приурочено к 25-летию создания МЧС России, которое отмечалось 17 апреля 2016 года. В конструкции широко использованы композитные материалы. Двухрядная кабина рассчитана на размещения 6 бойцов. В средней части расположены 3200-литровый бак для воды и 240-литровый бак для пенообразователя. В штатный комплект входят насос ПН-40-УВМ заднего расположения, рукава 4 размерностей, 4 пожарных ствола, пеногенератор ГПС-600, комплект лестниц и другое ПТВ.

Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования начал выпуск автоцистерны АЦ-5,0-40(53605)-67ВР на шасси КАМАЗ-53605. Ее отличительными особенностями являются высокая каркасная кабина боевого расчета с обшивкой из стеклопластика, утепленная цистерна емкостью 5000 л с фальшбортом из алюминиевых листов, насосный отсек с автономным отоплением и пенобак на 300 л. Кузов надстройки выполнен каркасно-панельным.
Tags: КАМАЗ, журнал, спецтехника
Subscribe

Posts from This Journal “КАМАЗ” Tag

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
Comments for this post were disabled by the author