ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

Category:

СПЕЦТЕХНИКА КАМАЗ. Продукт интеграции с запасом прочности *

Продолжаем знакомить вас с материалами, опубликованными в корпоративном журнале KAMAZ:

СПЕЦТЕХНИКА КАМАЗ. Продукт интеграции с запасом прочности

Автобетононасос, даже бывший в эксплуатации длительный срок, остаётся дорогой машиной. Этот агрегат непросто купить и непросто продать. Например, в самые лучшие времена ежегодная необходимость на российском строительном рынке едва превышала 1000 единиц в год, львиную долю которых составляли импортные, бывшие в эксплуатации автобетононасосы.

На сегодняшний день в стране ведущим производителем бетононасосов является Туймазинский завод из Башкирии. Один из самых свежих продуктов этой компании – автобетононасос 58153С на шасси КАМАЗ-6540 8х4.

В комплектацию входит пульт дистанционного управления
В комплектацию входит пульт дистанционного управления

Профиль Туймазинского завода позволяет выпускать технику самого широкого спектра, среди которых были пожарные, дорожные, подметально-уборочные и снегоуборочные машины. Однако основное направление деятельности заставляет соответствовать марке и обязывает выпускать бетоносмесители и бетононасосы как на автомобильных шасси, так и на автомобильных прицепах. Нелишними стали и аксессуары к автобетоносместителям – стационарные распределительные стрелы и бетоноводы. Завод давно ведёт работы в этом направлении, но, попав под крыло флагмана автопрома «КАМАЗ», получил возможность планировать своё основное развитие и реализовывать планы уже на годы вперёд, что дало производству прогнозируемую устойчивость.

СПЕЦТЕХНИКА КАМАЗ. Продукт интеграции с запасом прочности

Шаги к локализации
Строительный бум позволил Туймазинскому заводу расширить линейку автобенонасосов. Основное используемое шасси – КАМАЗ. Единственная в производственной программе завода модель с высотой подачи бетонной смеси 21 м, выпускавшаяся с начала 2000 годов уже обросла модификациями. В конструкцию добавили установку собственной разработки высотой 32 м. На обеих моделях используют бетононасосную группу Liebherr, а распределительную стрелу изготовляют из высокопрочной импортной стали.

Локализована опора для стрелы
Локализована опора для стрелы

В 2010 году началось сотрудничество с немецким производителем бетононасосов Waitzinger Baumaschinen GmbH и в производственной программе появились автобетононасосы под маркой TZA-WAITZINGER качественно нового уровня с высотой подачи 37, 42 и 47 м. Туймазинский завод выполнил привязку полностью немецких установок к шасси КАМАЗ.

Автоматическая система смазки поддерживает рабочее состояние узлов трения
Автоматическая система смазки поддерживает рабочее состояние узлов трения

В 2012 году компания Waitzinger вошла в состав группы Liebherr, а затем переименована в Liebherr-Betonpumpen GmbH. Продукция получила логотипы и фирменную окраску Liebherr.

СПЕЦТЕХНИКА КАМАЗ. Продукт интеграции с запасом прочности

Всё это время на Туймазинском заводе шли по пути максимальной локализации компонентов для бетононасоса. План предусматривал три этапа с постепенным расширением и усложнением номенклатуры комплектующих. По мере локализации завод должен был переходить на более высокий и экономичный технологический уровень, обновлять оборудование, процессы, логистику, осваивать новые материалы, повышать производственную культуру. В идеале итогом локализации должен стать переход на собственные разработки, во всех отношениях конкурентные именитой немецкой технике для бетонных работ.

Автобетононасос TZA-LIEBHERR – это удачное сочетание цены и качества
Автобетононасос TZA-LIEBHERR – это удачное сочетание цены и качества

Стрела с запасом прочности
Первый публичный показ бетононасоса модели 58153С под маркой TZA-WAITZINGER с высотой подачи 37 м состоялся на выставке СТТ-2011. А через четыре года на выставке COMTRANS`2015 выставляли уже 35-й экземляр – не очень много, но и немало для такой машины. Надстройку монтируют на четырёхосное серийное шасси КАМАЗ-6540 8х4. В серийную, не требующую переделок, машину заложена основа минимальной цены конечного изделия. Шасси может быть как с двигателем КАМАЗ-740, так и с Cummins ISB6.7e4, агрегатированным с 16-ступенчатой КП ZF.

В комплектацию входит пульт дистанционного управления
В комплектацию входит пульт дистанционного управления

Мощность для привода гидравлики бетононасоса отбирается от маховика двигателя, обеспечивая значительные потребности технологического оборудования, а это прежде всего бетононасосная группа с толстостенным S-образным шибером постоянного сечения и приёмным бункером, распределительная стрела с бетоноводами, опоры.

Локализованы держатели бетоноводов
Локализованы держатели бетоноводов

Бетононасосная группа THP 125H обеспечивает производительность 125 м3/ч и давление подачи бетона до 55 бар. Приёмный бункер бетононасоса разделён на две части, форма которых обеспечивает оптимальное поступление бетона в насос. При этом конструкция приёмного бункера была разработана таким образом, чтобы не допустить застаивания остатков бетона и упростить очистку.

Четырёхколенчатая распределительная стрела обеспечивает подачу бетона на высоту до 37 м, по горизонтали до 32,6 м и вниз с учётом длины резинового рукава на глубину до 25,3 м. На конце последней секции закреплён гибкий резиновый рукав, с помощью которого и управляют распределением бетона. В горизонтальной плоскости стрела поворачивается на угол до 365°, в вертикальной плоскости до 100°. Бетоноводы выполнены из толстостенной износостойкой трубы.

Стрелу сваривают из высокопрочной конструкционной стали Weldox 700, которая идентична стали марки 11523. Распределительная мачта может быть использована в сочетании с более мощными бетононасосами Liebherr THP 140H или THP 170H производительностью 140 и 170 м3/ч. Узлы трения поддерживаются в оптимальном состоянии автоматической системой смазки Lincoln.

Сегодня локализованы настилы, поручни, лестницы
Сегодня локализованы настилы, поручни, лестницы

Устойчивость машины в рабочем положении обеспечивают аутригеры. В транспортном положении опоры складываются вдоль бортов, а в рабочее положение их разворачивают по Х-образной схеме. Шарниры гидравлических опор установлены у основания стрелы в местах, где на раму бетононасоса приходятся максимальные нагрузки от массы самой стрелы. Площадь опорного контура учитывает раскачивание стрелы под допустимыми ветровыми нагрузками, а также динамические нагрузки вызываемые циклической работой бетононасоса. Впрочем бетононасос может работать на неполном рабочем контуре с ограничением высоты и вылета стрелы.

Машину можно оснащать системой контроля устойчивости, которая мониторит рабочие параметры автобетононасоса и автоматически отключает приводы распределительной стрелы при пересечении ею границ безопасной зоны. В комплектацию входит беспроводной пульт дистанционного управления, и сегодня для автобетононасосов это стало обязательным аксессуаром.

Машина, что надо...
Для российских эксплуатантов важен такой параметр, как нагрузка на оси. Так вот бетононасос 58153С на шасси КАМАЗ-6540 8х4 соответствует нормативным требованиям к дорожным осевым нагрузкам. На две передние управляемые оси распределяются 10 т, на заднюю ведущую тележку – 16 т. Габаритные размеры машины в транспортном положении составляют 12 000х2500х3950 мм. Фактически это габарит междугородного двухэтажного 3-осного автобуса. Можно сделать машину и компактнее, но тогда придётся усложнять и удорожать конструкцию за счёт 5-секционной стрелы, усиления креплений трубопроводов.

Но даже при минимизации габаритов водителю всё равно придётся быть внимательным к ширине и высоте проездов и к низковисящим проводам.

Локализация производства новой техники предполагает в 2015–2016 годы лишь начальный этап: так для установки разработаны наиболее простые узлы и детали – настилы (подесты), лестницы, поручни, задняя стойка для стрелы, держатели бетоноводов. Локализация не проходит стремительно, тираж бетононасосов невелик и просто невозможно быстро нарастить номенклатуру локализованных узлов и деталей.

Эксплуатация бетононасоса – дело непростое и требует квалификации и дисциплины. С заказчиками Туймазинский завод и «КАМАЗ» работают на всех этапах, начиная от согласования спецификации и до окончания срока гарантии. После сборки бетононасос проходит обязательные испытания. Кроме того, специалисты заказчика проходят обязательное обучение на заводе. Для этого разработана учебная программа с теоретической и практической частью и выделены помещения, площади и оборудование.

Испытание для эксплуатации
По окончании обучения заказчик забирает машину не просто так. Специалисты завода выезжают к месту первой дислокации бетононасоса для ввода его в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию подразумевает обязательную инспекцию с прокачкой пробной партии бетона.

Специалисты компании в этих случаях объясняют строительным прорабам не только алгоритмы высокопроизводительной подачи при работе с густой бетонной смесью на высоте, но и пагубность использования обходных строительных технологий: например, подачу высокодисперсионной песчаной смеси, которая вредна не столько насосу, сколько строящемуся объекту. Современное капитальное строительство не знает мелочей.

Завод даёт гарантию на всю машину – на шасси вместе с установкой – на календарный год без учёта пробега шасси и наработки установки. По истечении первых 100 машиночасов специалисты завода проводят ТО. Если заказчик по истечении вторых 100 часов выразит желание провести второе ТО силами специалистов завода, то гарантию продлят ещё на полгода. Обслуживание, конечно, не бесплатное.

В заключение ещё раз отметим достоинства автобетононасоса TZA-LIEBHERR 58153C. Это компромиссное соотношение цены, качества и ресурса шасси и надстройки. Шасси автобетононасоса эксплуатируют не столь интенсивно, как надсторойку, за исключением двигателя, поэтому срок эксплуатации всего оборудования примерно равный. Важное достоинство – проход автобетононасоса по весовому контролю. Машина укладывается в требования к габаритным размерам, полной массе и нагрузкам по осям, то есть её владельцу не придётся нести расходов при проезде по дорогам общего пользования. К тому же машина довольно компактна и манёвренна для автобетононасоса.

* Фотоматериалы и текст статьи любезно предоставлены главным редактором журнала KAMAZ Олегом Фёдоровом.

ПАО «КАМАЗ» в социальных сетях: Fb VK YT IG TW G+
Tags: КАМАЗ, журнал, спецтехника, статьи
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
Comments for this post were disabled by the author