ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

Categories:

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Продолжаем знакомить вас с материалами, опубликованными в корпоративном журнале KAMAZ:

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Marcopolo Bravis постоянно улучшали и совершенствовали, и от первого опытного образца он отличается довольно существенно…

Деловой подход
Проект по созданию нового автобуса среднего класса начался в 2012 году, когда между бразильской группой компаний Marcopolo S.A. и корпорацией ОАО «КАМАЗ» было подписано соглашение о создании совместного предприятия ООО «КАМАЗ-Марко».

Задачей СП стала организация производства и продажи в России и СНГ пассажирской техники Marcopolo на базе специальных автобусных шасси КАМАЗ. Местом производства выбрано дочернее предприятие ОАО «НЕФАЗ», имеющее богатый опыт как по созданию автобусов в целом, так и по работе в формате совместных предприятий.

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Нынешний проект Bravis-11 представляет собой автобус классического формата с бескапотной компоновкой «двигатель впереди, ведущие колеса сзади». Каркас кузова сварной из оцинкованных труб прямоугольного сечения. Обшивка из алюминиевого листа со стеклопластиковыми передней и задней панелями. Служебные двери одностворчатые, с приводом обкатывающего типа и схемой расположения 0–1–1.

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Внутрь ведет пара ступеней одинаковой высоты вне зависимости от двери. Для удобства перемещения пол в салоне ровный. Планировка салона – четырехрядная. В зависимости от пожеланий заказчика можно установить простейшие антивандальные «табуретки» или более комфортные матерчатые кресла. Как и положено городской машине, напротив 2-й двери предусмотрена накопительная площадка.

За микроклимат в холодное время года в автобусе отвечает как жидкостная система, запитанная от двигателя (6 отопителей размещенных под сиденьями), так и независимый 20-киловатный подогреватель. Для лета предусмотрена естественная приточно-вытяжная вентиляция через люки в крыше и форточки. Кстати, ее работу мы невольно проверили на фестивале «Мир автобусов» в один из погожих весенних деньков, когда Bravis-11 в течение дня стоял под лучами жаркого солнца, но в салоне сохранялась комфортная температура.

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Нельзя не отметить, что к настоящему времени у автобуса появились модификации. Так, в 2013 году была продемонстрирована 25-местная модификация для пригородных маршрутов без накопительной площадки в корме, но с дополнительным рядом кресел. А весной 2014, на волне интереса к теме природного газа, была представлена версия с двигателем, работающим на метане. Запас баллонов позволяет проехать без дозаправки 400 км, а значит, автобус прекрасно подойдет для маршрутов с плечом 200 км. Осталось только создать версию, в которой совместились бы пригородный салон, дополненный багажными полками под потолком и газовый мотор…

Хотя крышка моторного отсека небольшая, доступ к двигателю из кабины открывается достаточный
Хотя крышка моторного отсека небольшая, доступ к двигателю из кабины открывается достаточный

Сам себе капитан
Описание Marcopolo Bravis с точки зрения эксплуатанта начнем с маленькой, но весомой детали – персональной двери водителя. Не сказать, что это было редким явлением, и тем не менее, встречаются аналоги как с оной, так и без. Конструкторы НЕФАЗа спроектировали сразу два варианта: базовый Bravis-11 (с дверью для водителя) и модифицированный Bravis-10 (без двери водителя). На данном этапе все выпущенные автобусы Bravis-11 с дверью, но сам факт проработки альтернативного варианта впечатляет.

Интересная задняя пневмоподвеска – рычаги подобной формы встречаются редко
Интересная задняя пневмоподвеска – рычаги подобной формы встречаются редко

Несмотря на кажущуюся высоту и расположенную со смещением от единственной ступени дверку, посадка в кабину происходит на удивление легко, как бы в одно движение. Обустройство за рулем также не занимает много времени. Минута – и можно отправляться в путь.

Место справа от водителя – «служебное», поэтому несмотря на комфорт, оно не входит в общую пассажировместимость
Место справа от водителя – «служебное», поэтому несмотря на комфорт, оно не входит в общую пассажировместимость

Первоначально озадачивает частокол стоек слева – того и гляди в повороте кого-нибудь не увидишь, но когда из режима рассуждений и теории переходишь к практике – никаких вопросов. Скорее наоборот, дополнительное окошко можно оснастить обогревом и тогда зеркало будет видно в любую погоду. Кстати, большая площадь остекления открывает «прекрасный вид» на происходящее вокруг, а разнесенные в стороны зеркала не попадают в «мертвую» зону стеклоочистителей веерного типа.

Автобусный кроссовер от «КАМАЗа»

Неплох оказался и джойстик КП. Хотя сама основа его крепления несколько разрушает ладный образ «округлого» интерьера, пользоваться им удобно. Более того, от грузового, хоть и адаптированного шасси, все равно ждешь «мужских» усилий и какой-то «ватности», а здесь все легко и четко.

На ходу порожний автобус довольно прыткий, вибрации умеренные, а шумоизоляция моторного отсека позволит не заниматься самостоятельным дооборудованием.

От салона водитель отделён небольшой перегородкой. Поэтому проход из кабины внутрь ничем не ограничен
От салона водитель отделён небольшой перегородкой. Поэтому проход из кабины внутрь ничем не ограничен

Твердую «четверку» заработал Bravis-11 по плавности хода. Для порожнего автобуса с передней рессорной подвеской за прохождение мелких выбоин в асфальте «ходом» я бы даже поставил «отлично», но подкачали общие ощущения на поперечной волне – чересчур точно отрабатываются все перегибы, а от автобуса ждешь большего комфорта.

За коробом в заднем свесе скрывается газовый баллон
За коробом в заднем свесе скрывается газовый баллон

Под стать динамике оказалась и управляемость – автобус легко маневрирует в условиях заставленной техникой конечной и территории АТП. Гидроусилитель, кстати, сербского производства, компании «PPT». Правда, если применять манеру езды, свойственную на более приземистых аналогах, Bravis-11 в поворотах очень быстро начинает напрягать кренами кузова, которые с наполнением салона только возрастут. Однако стоит лишь чуть-чуть отпустить педаль газа – и вот в ваших руках послушный и динамичный болид для работы на маршруте, способный на равных тягаться с конкурентами…

Рабочее место водителя не выглядит старомодно. На панели удобно расположены персональные дефлекторы
Рабочее место водителя не выглядит старомодно. На панели удобно расположены персональные дефлекторы

Местные автопарки
Тест завершен, автобусы загнали в ряд, пора подвести итоги. Bravis-11 отработал все поставленные задачи, как положено. Глобальных просчетов ни в эргономике салона, ни в конструкции не обнаружено.

Так выглядит задняя дверь. Поручень на всю створку – удобное решение
Так выглядит задняя дверь. Поручень на всю створку – удобное решение

Да, машина потребует от водителей некоторого привыкания из-за своей высоты и чуть большей аккуратности при маневрировании на больших скоростях, чем одноклассники. Зато там, где последние будут ехать крадучись, новинка от НЕФАЗ даже не сбросит ход. Чего греха таить, даже во многих областных центрах можно найти улицы с ямами в полколеса, а о малых городах и поселках и говорить не приходится. Более того, едва на асфальт ложится первый снег, как по мановению волшебной палочки, везде, кроме Первопрестольной, даже на проспектах появляется коллейность. А на второстепенные улицы в снегопад лучше вообще не соваться. Вот тут Bravis-11 сможет показать себя во всей красе – короткие свесы, высокая юбка, надежное шасси и хорошая обзорность. Этакий кроссовер автобусного разлива.

Салон для пригородных маршрутов. Все кресла оснащены двух- и трехточечными ремнями
Салон для пригородных маршрутов. Все кресла оснащены двух- и трехточечными ремнями

Косвенно эти выводы подтверждает и география поставок машины: семь автобусов Marcopolo BRAVIS разошлись по дальним АТП «Роснефть» (Хабаровский край, Иркутская область и т.д.). Разовые поставки для спортивных клубов и различного рода служебных перевозок осуществлялись в Краснодарский край, Самарскую область, Санкт-Петербург и много куда еще.

Рядная шестерка газового мотора потребовала иную защиту двигателя и небольшую перекомпоновку отсека
Рядная шестерка газового мотора потребовала иную защиту двигателя и небольшую перекомпоновку отсека

Если же говорить о городских маршрутах, то самая крупная партия из 25 машин поступила в Белгородскую область в прошлом году для работы на линиях ООО «БелКомТранс». По мере обкатки и привыкания у транспортников исчез и негатив, типичный для знакомства с любой новой моделью. Более того, рассматривается вопрос о продолжении закупок новых Bravis-11.

Накопительная площадка невелика, но заявленные 30 человек «стоя» на ней разместятся без проблем
Накопительная площадка невелика, но заявленные 30 человек «стоя» на ней разместятся без проблем

Всего же выпущено более семи десятков Bravis-11, что позволяет говорить об окончании периода «темной лошадки» и начале полноценной жизни серийной модели. Ищите на маршрутах города…

На опытных образцах защита двигателя снизу не предусматривалась. Теперь там прочный лист металла сложной формы
На опытных образцах защита двигателя снизу не предусматривалась. Теперь там прочный лист металла сложной формы

Tags: КАМАЗ, журнал, статьи
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
Comments for this post were disabled by the author