ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

Category:

Грядёт очередная генерация грузовиков

Помимо корпоративной газеты, радио и телевидения, деятельность ПАО «КАМАЗ» также освещает корпоративный журнал KAMAZ, регулярную публикацию материалов из которого мы начинаем нижеследующим интервью.

Решения руководителя при реализации социальных и экономических задач имеют важнейшее значение. Вот почему проводятся специальные конкурсы, определяющие лучших руководителей и поощряющие их. Попасть в номинанты такого конкурса, а тем более победить в нём – дело очень непростое, и если уж кого-то наградили, то на этого специалиста обращают внимание многие. Сегодня в гостях у журнала победитель республиканского конкурса «Руководитель года» в номинации «За активную инновационную деятельность» Ирек Флорович Гумеров, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», директор по развитию.

Ирек Флорович Гумеров, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», директор по развитиюИрек Флорович Гумеров родился 18 мая 1960 года в г. Казани Татарской АССР.
Трудовую деятельность начал в 1977 году слесарем механосборочных работ 3 разряда в моторном корпусе Автозавода им. Лихачёва. В 1982 году окончил завод-втуз при Московском автомобильном заводе им. Лихачева по специальности «двигатели внутреннего сгорания», затем там же аспирантуру (1986 г.). В 1987 году И.Ф. Гумеров получил диплом Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана.
На работу в Камское объединение по производству большегрузных автомобилей «КАМАЗ» Ирек Флорович поступил в 1986 году. Здесь он прошёл большой трудовой путь от инженера-конструктора второй категории до заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ».
Ирек Флорович Гумеров – кандидат технических наук (1987). Руководит кафедрой материалов, технологий и качества, входит в состав учёного совета Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Член «Совета по вопросам управления правами на интеллектуальной деятельности» в государственной корпорации «Ростех». Член «Экспертного совета при комитете Государственной думы по промышленности по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники», член Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», член партии «Единая Россия».
Награды и почётные звания: Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2005), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005), звание «Почётный машиностроитель Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» (2006), знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны» (2010), звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан» (2010).


– Ирек Флорович, практика показывает: ничто так не заставляет руководство предприятия сосредоточиться на инновационной идее, как осознание, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим. Насколько это утверждение актуально для вашего предприятия?
– В грузовом автомобилестроении конкуренция имеет глобальный характер. Чтобы соответствовать всё возрастающим требованиям и выпускать современную конкурентоспособную технику, сроки разработки и постановки на производство нового продукта не должны превышать 5–6 лет. Этот комплекс инжиниринговых работ, в свою очередь, должен опираться на опережающий научно-исследовательский задел по перспективным направлениям развития техники и технологий. Процесс этот организован на «КАМАЗе» в непрерывном режиме, благодаря этому удаётся успешно разрабатывать и своевременно выводить на рынок новые модели и семейства автомобильной техники.

– Что Вы считаете основополагающим принципом инновационной деятельности «КАМАЗа»?
– Основной принцип инновационной деятельности «КАМАЗа»: думать о потребителе, сотрудничать с инновационными лидерами по направлениям, непрерывно наращивать свои инновационные компетенции.

– Какие показатели характеризуют динамику инновационного процесса на «КАМАЗе»?
– Динамику можно оценить по главному результату инновационного процесса – выводу на рынок новых моделей автомобилей. За последние пять лет «КАМАЗ» кардинально обновил линейку своего модельного ряда: освоен выпуск автомобилей с современными компонентами ведущих мировых производителей (двигатель Cummins, коробка передач ZF и другие), что позволило улучшить технические параметры, повысить качество и надёжность; выполнен переход на автомобили с повышенными экологическими характеристиками, соответствующими стандарту Euro 4; на конвейер поставлены рестайлинговые семейства автомобилей со значительно улучшенными потребительскими свойствами. В настоящее время модельный ряд насчитывает более 40  моделей и 1500 комплектаций, включая семейства грузовых автомобилей, шасси и автобусов, работающих на газомоторном топливе.

В 2013 году начался новый этап в развитии «КАМАЗа» – стартовал выпуск автомобилей нового поколения с принципиально другими техническими характеристиками и потребительскими свойствами. Первое семейство – магистральные тягачи, их выпуск динамично растёт, следом за ними пойдут в серию транспортные автомобили, затем – тяжёлые шасси и самосвалы и так далее по всей выпускаемой гамме.

Грядёт очередная генерация грузовиков, корпоративный журнал KAMAZ, №2 (33) 2015

– Что нужно делать и чего делать не следует в нынешних экономических условиях, говоря о нововведениях на предприятии?
– Проявление негативных явлений в экономике страны незамедлительно ведёт к падению спроса на автомобильную технику, вынуждая производителей принимать жёсткие меры экономии. В таких условиях очень важно умение компании проходить кризисы, не теряя потенциал развития. «КАМАЗ» в своей истории неоднократно преодолевал такие трудности. Нужно уметь говорить и «да», и «нет»: выделять приоритеты, определяющие успех на рынке в перспективе и секвестировать
неключевые направления. В шторм можно сбрасывать груз и рубить мачты, главное – сохранять понимание и слаженность совместных действий команды.

– В чём и в каких изменениях сегодня нуждается производственный процесс на предприятии, чтобы адаптироваться к условиям международной конкуренции?
– Нам необходимо кардинально, как минимум в два раза повысить производительность труда, а также улучшить эффективность, гибкость и качество производства. Этого можно достичь, только выполнив масштабную технологическую модернизацию – такой проект реинжиниринга на «КАМАЗе» стартовал в 2014 году. Реализация проекта предусмотрена по модульному принципу, что позволяет гибко управлять инвестициями и снизить риски недозагрузки мощностей при колебаниях рыночной конъюнктуры.

Первый этап предполагает создание производственных мощностей для выпуска до 35 тысяч автомобилей в год перспективного модельного ряда. Второй этап – увеличение уровня локализации комплектующих и наращивание мощностей для выпуска до 70 тысяч автомобилей нового поколения в год.

– Какие изменения в деятельности «КАМАЗа» носят наиболее радикальный характер? Что нужно сделать, чтобы превратить эти изменения в источник развития?
– Помимо проекта технического реинжиниринга трансформация затронет все бизнес-процессы компании, включая маркетинг, проектирование и подготовку производства, закупки, продажи и сервис, бизнес-планирование и контроллинг, управление персоналом. Нужно вывести систему управления на качественно новый уровень, повысить адаптивность и эффективность, обеспечив глобальную конкурентоспособность компании. Отмечу, что практическая реализация столь масштабных проектов была бы невозможна без внедрения современных информационных технологий проектирования и передового опыта: впервые в отечественном автомобилестроении была разработана и внедрена система компьютерного проектирования на основе самых передовых программных комплексов. Создана электронная база данных конструкторской документации и система её оборота. Внедрена система «виртуальных» испытаний, гибридного моделирования, инженерного анализа конструкции на ранних этапах проектирования.

Грядёт очередная генерация грузовиков, корпоративный журнал KAMAZ, №2 (33) 2015

– Инновация всегда ориентируется на рынок, руководствуется его потребностями. Каковы потребности на рынке грузовой и строительной техники (российского, мирового) и насколько требования этого рынка по плечу «КАМАЗу»?
– Мировой рынок грузовых автомобилей тяжёлого класса составляет более 1,7 млн штук с прогнозом долгосрочного среднегодового роста 4%. Российский рынок, несмотря на сильную волатильность, пятый в мире и имеет высокий потенциал.

В рейтинге мировых производителей крупнотоннажных грузовиков КАМАЗ занимает почётное 11-е место, опережая такие известные бренды как IVECO и Navistar.

Мировые и российские тренды отраслевого развития одинаковы: растут требования клиентов к эффективности техники, условиям приобретения, послепродажному сервису. Ужесточаются нормы по экологии и безопасности автотранспорта, усиливается значение комфорта, дизайна, информационных технологий. Техника усложняется, растёт энергоэффективность, в том числе за счёт применения альтернативных видов топлива, гибридных и электрических силовых установок. Возрастает применение новых материалов, электронных систем, телематики, роботизации.

Материал опубликован в корпоративном журнале KAMAZ, №2 (33) 2015

Tags: КАМАЗ, журнал, интервью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
Comments for this post were disabled by the author