kamaz

Categories:

Почему эксперты советовали строить «КАМАЗ» в Сибири?

Директор музея КАМАЗа рассказал о том, почему комплекс заводов «КАМАЗ» появился именно в Набережных Челнах: 

«Видел недавно в интернете сюжет на ТНВ, где голос за кадром проникновенно сообщает, что «судьбу «КАМАЗа» решила партия в домино», приводятся слова первого секретаря Татарского обкома КПСС Фикрята Табеева о том, что это именно он за партией в домино убедил Генерального секретаря ЦК КПСС Леонид Брежнева построить автозавод не в городе Камень-на Оби в Красноярском крае, а в Набережных Челнах», - говорит Александр Николаевич. - Сам Фикрят Табеев в книге Ягсуфа Шафикова, изданной в Казани в 2001 году, на странице 192-193 вспоминает, что в домино в поезде действительно играли, предложение своё Табеев Брежневу озвучил… Но, цитирую по книге:«Брежнев опять не проронил ни слова. Вскоре все мы разошлись по своим местам для отдыха». Какой выигрыш? О чём вы говорите?»

Хотя Табеев немного преувеличивает свою роль в появлении «КАМАЗа» на земле ТАССР, он принижает роль многочисленных государственных комиссий и министерских подкомиссий, которые ездили по огромной стране и изучали, сравнивали, анализировали различные площадки для строительства комплекса заводов по производству большегрузов. При этом Табеев говорит, что Камень-на Оби – это Красноярский край, но это неверно! Камень-на Оби находится в Алтайском крае! Посмотрите, сколько было вариантов, где можно было расположить автогигант.

Документы помогут нам с вами установить правду! Например, заключение экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР о размещении комплекса заводов по производству грузовых автомобилей от 31 июля 1968 года. Документ подписал председатель экспертной подкомиссии, академик АН СССР, советский учёный в области машиностроения, Герой Социалистического Труда Владимир Дикушин (1902-1979).

Вот её первая страница. 

Выделим только основные и интересные для нас моменты.

В разделе «По составу и мощности основных заводов» специалисты указали под 13 пунктом: «Основные производства новых автомашин потребует помощи действующих предприятий автомобилестроения,которая легче может быть оказана при распределении новых заводов в Европейской части  СССР, в частности Поволжье. При распределении новых заводов в Западной Сибири период их освоения может оказаться более длительным, примерно на год».

Таким образом, в отношении внутреотраслевой  кооперации Поволжские варианты (Набережные Челны и Тольятти) являются более благоприятными, чем в Западно-Сибирский вариант. 

Как следует из расчётов, выполненных при разных исходных данных, потребность автомашин грузоподъёмностью 6 тонн и выше в районах Европейской части СССР и Урала составит 60-65%, а в районах восточнее Урала - 35-40%.

Что касается Камня-на Оби в Алтайском крае, район характеризуется сейсмичностью до 6 баллов. Еще пару слов про другую площадку в Сибири. В Музее КАМАЗа хранится неподписанный проект постановления ЦК КПСС и СМ СССР. На документе стоит дата «1968 год». Этот документ предусматривал, что завод по производству дизельных автомобилей, грузоподъемностью 8-11 тонн должен быть построен в рабочем поселке Означенное Красноярского края. В городе Заозёрный Красноярского края должны были появиться: производство дизельных двигателей мощностью 210-240 л.с. литейное производство.

Вверху на карте начала 1969 года вы видите сравнительный анализ предстоящих работ по внешним коммуникациям трех площадок. Однако специалисты пришли к выводу: условия для градостроения для Поволжского варианта более благоприятны. Возможности использования водного транспорта с широко развитой  водно-транспортной системой также более благоприятны, чем в Сибири. Интересно, что экономика производства автомобилей и в тех и в других случаях будет примерно одинаковой, при некотором преимуществе Поволжского варианта.

Вот ещё один сильный аргумент в пользу Набережных Челнов. Комиссия пришла к выводу,что в районе Татарии и Башкирии избыток рабочей силы: ежегодно только из Татарии выбывают 30-35 тысяч человек, но благодаря относительно высокому уровню жизни разница между количеством людей, прибывших на территорию и количеством людей, уехавшим с этой территорий сохраняется положительной.

Тем не менее вот заключение  подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР о размещении комплекса заводов по производству грузовых автомобилей. Специалисты пришли к выводу, что лучше автогигант размещать в Западной Сибири по большей части для развития региона.

А теперь обратите внимание на  замечания к заключению.

На фотографии уже правительственная комиссия в Набережных Челнах. Июль 1969 года.

Именно в этот период,17 июля 1969 года и произошла знаменитая закладка символического камня.

Уже 13 декабря 1969 года на строительстве «КАМАЗа» экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли в районе Базы Строительной Индустрии

Постановление Совета Министров СССР № 21 от 7 января 1970 года «О первоочерёдных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода».

Выбор Набережных Челнов для строительства «КАМАЗа» был итогом многолетней работы ученых, исследователей, архитекторов, проектировщиков.

ПАО «КАМАЗ» в YouTube, instagram, ЯндексДзен

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969

Comments for this post were locked by the author