Categories:

Балерина на комсомольской стройке

Наталия Чернильцева – одна из тысяч молодых людей, приехавших на строительство «КАМАЗа» в 70-х. Но она не просто часть волны увлечённых идеей поиска места в жизни, романтикой ударных комсомольских строек. Наталия Ивановна стала своеобразным символом этого движения: её письма к отцу, рассказывающие о жизни на «КАМАЗе», были опубликованы в газетах и вдохновили последовать её примеру многих молодых людей.

«Я самостоятельная!»

В 1973 году только что закончившая школу в эстонском городе Пярну 17-летняя девушка написала заявление в райком комсомола с просьбой направить её на всесоюзную стройку.

– На всю страну тогда гремел Волгодонск. Но когда мы с подругой обратились в комитет комсомола, выяснилось, что путёвки туда закончились. Были лишь две на «КАМАЗ». Мы переглянулись: «Едем?» – «Едем!» Я ничего не знала ни о «КАМАЗе», ни о Набережных Челнах. Мне хотелось испытать себя. Я свои планы от домашних скрывала, папа в это время был в море, – рассказала «ВК» Наталия Ивановна.


С камазовскими «Наташиными письмами» в 1974-м знакомилась вся страна

Отец Наталии Чернильцевой – журналист, член Союза писателей России Иван Иванов. Он неоднократно приезжал в Челны проведать дочь. Впечатления от этих поездок легли в основу его газетных очерков о людях, строивших город и завод на Каме. В «Литературной России» опубликовали и «Наташины письма», написанные ею отцу. Пример решительной девушки вдохновлял – после публикации в редакцию поступило много откликов.

– Я с юных лет самостоятельная. Занималась балетом, художественной гимнастикой, фигурным катанием, пела в хоре. Выбор трудовой деятельности в Эстонии был невелик, и решила испытать себя: смогу ли, как другие молодые люди, пройти жизненные испытания, – пояснила собеседница.

Товарищ бригадир Наташа

Путь из Пярну до Набережных Челнов занял у Наташи и её одноклассницы Гали три дня. Девушек направили на работу геодезистками в строительно-монтажное управление, дали комнату в общежитии в пятиэтажке напротив ДК «Энергетик». В 1974 году Наталия окончила курсы плиточников и перешла на работу в СМУ-73 УС «Отделстрой». Работа была очень тяжёлой физически – порой приходилось за раз поднимать по 16 кг. Новая сотрудница проворно укладывала по 15 «квадратов» плитки в день. Её заметили в руководстве и в скором времени дали бригаду – 25 человек. Этот период Наталия описала так:

«У нас сейчас ввели 10-часовой рабочий день – до шести вечера. Это сделано для того, чтобы успеть выпустить первый автомобиль к XXV съезду. Все магазины работают до 10 часов. Создают все условия, чтобы только люди работали. В магазинах московское снабжение. Конечно, это не так легко – работать 10 часов. Забываешь о том, что должно быть и свободное время.

За вторую декаду ноября моя бригада получила первое место по кузнечному заводу. Девчат это так обрадовало, они с ещё большим старанием взялись за работу. Мне даже вручили грамоту и ценный подарок – ночник.

На работе всё в порядке, я уже привыкла к тому, что я – бригадир. Меня уважают в нашем СМУ. Самый молодой бригадир – под моим началом 25 человек. Посторонние не верят, удивляются. Ребята у меня на работе в шутку называют меня «товарищ бригадир Наташа».


Пригодился таки танец

Несмотря на то, что работа отнимала много времени и сил, девушка находила время для творчества. Сначала пела в хоре, потом пришла в ансамбль народных танцев.

– На сцене в ДК «Строитель» шла репетиция нашего хора. Вдруг распахивается дверь, вылетают танцоры: в красных сапогах, сарафанах, кокошниках. Это был ансамбль «Камские зори». Я нашла руководителя Виктора Ивановича Алясова, сказала, что очень хочу танцевать. Поначалу мне с моей балетной пластикой никак не удавались дроби – неотъемлемый элемент русской плясовой. Алясов поставил условие: «Вот выучишь дроби – поставлю тебя в танец». И я учила, куда бы ни шла, дробила по всему общежитию. В итоге в танец меня поставили, и мы выступали на открытии ДК «Энергетик» 7 ноября 1973 года. Пригодился и балет, на новой сцене исполняла «Танец маленьких лебедей», индийский танец «Табу».

Ансамбль «Камские зори»

Благодаря танцам Наташа встретила будущего супруга и нашла любимую работу. Оба события произошли 20 января 1976 года. С Александром Чернильцевым, работавшим фрезеровщиком на РИЗе, девушка познакомилась на репетиции – его поставили к ней в пару. Они готовились к концертно-тематической композиции «Счастливого пути, КАМАЗ», показанной 16 февраля 1976 года участникам митинга в честь выпуска первого автомобиля с конвейера. О вакансии архивариуса на литейном заводе Наталия узнала от одного из участников ансамбля.

42 года спустя

Наталия Ивановна по-прежнему заведует архивом. На полках – идеальный порядок, любовь к которому была привита ещё в детстве в Эстонии. Бережное отношение к документам царит и дома – как истинный архивариус, женщина хранит у себя множество фотографий, документов, писем – свидетельств тех лет, когда она стала частью камазовской истории. В преддверии юбилея «КАМАЗа» она многое передала в музей автогиганта.

Остаётся только удивляться, как ей удаётся всё успевать. Своё убеждение – чем выше занятость, тем полнее жизнь – она старалась внушить и сыновьям Кириллу и Антону с самого раннего возраста. Ребята занимались танцами, музыкой, до сих пор увлекаются футболом, а теперь привычку к активному образу жизни и любовь к творчеству перенимают уже их дети. Наталия Чернильцева и сама не забывает о любимом увлечении – занимается в студии восточного танца «Роксолана».

Текст и фото: Татьяна ИВАНОВА

ПАО «КАМАЗ» в YouTube, instagram, ЯндексДзен, VK, FB, twitter, OK


promo kamaz april 20, 15:04 1
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.