На «КАМАЗе» появился свой ATOS (+видео 360)

На прессово-рамном заводе (ПРЗ) ПАО «КАМАЗ» качество деталей каркаса кабины для автомобиля КАМАЗ-54901 оценивается с помощью бесконтактного метода измерения в новой лаборатории ATOS ScanBox. Оптическая измерительная машина позволяет быстро отсканировать объект, совместить с 3D-моделью и детально проанализировать всю геометрию деталей и узлов.


В лаборатории два бокса: в основном можно измерить сразу весь каркас кабины, в запасном – узлы и детали весом до двух тонн. На самом деле это не коробка, а пространство, в котором ведётся сканирование объекта. Трудятся здесь два робота: при измерении крупногабаритных деталей используются оба одновременно, при небольших объёмах – каждый выполняет свою миссию.

Чем больше в цифровой модели детали зелёного цвета, тем она качественнее

– Излучение от измерительного прибора проецируется на поверхность детали, что позволяет уменьшить количество бликов и записывает с помощью двух камер модель отсканированной поверхности. «Рисунок» в виде облака точек (при быстром снимке их получается два миллиона, при полном сканировании восемь) тут же оцифровывается, – поясняет инженер-технолог центральной лаборатории измерительной техники Евгений Мигачёв.

Для сканирования каждый узел закрепляется на специальном приспособлении, точность которого перед использованием была проверена в другой лаборатории завода Zeiss PRО 2T. На этой оснастке есть специальные маячки (контрольные точки), по которым программное обеспечение совмещает сканы между собой и создаёт геометрию и детали, с какого бы ракурса ни велась сьёмка. В процессе обработки оператор вырезает изображение приспособления, оставляя лишь сам объект, и тут же совмещает полученный результат с номинальным идеалом, выполненным в формате 3D-модели. На изображении поверхности в зоне допуска окрашиваются зелёным цветом, то, что ушло в плюс, – красным, а в минус – синим. Погрешность линейного измерения от 0,024 до 0,033 мм (в зависимости от измерительного объёма оптики). Из результатов формируются отчёты, которые размещаются в специальном хранилище. Доступ к нему имеют все участники проекта освоения автомобиля К5.

Сейчас лаборатория работает в две смены. Операторам, прежде чем начать сканирование, необходимо правильно установить оснастку и составить управляющую программу траектории движения камеры – от этого зависит ракурс захвата объекта.

– Работа интересная, творческая. Мы стараемся оптимизировать процесс, чтобы при минимальном количестве снимков получить наиболее точный результат, – поясняет сидящий за компьютером измерительной машины Мансур Сираев. – Время подготовки программы зависит от сложности конфигурации деталей – для одних хватает и часа, с другими чуть ли не всю смену возишься.

За два месяца коллектив лаборатории написал программы 75 контрольных оснасток и 107 деталей из 130, производство которых размещено на ПРЗ.

Каждая деталь перед съёмкой должна быть правильно установлена на своём приспособлении

В лабораторию часто заглядывают специалисты, которые регулируют работу прессов, штампующих комплектующие для К5. Получить деталь правильной конфигурации с точными размерами с первого раза практически невозможно, а на мониторе видно всё до десятой доли миллиметра. Анализ дефектов продолжается в цехе, а потом под пресс ложится новая заготовка. Так, удар за ударом, на ПРЗ стремится к новому уровню качества своей продукции.

В перспективе на ATOS ScanBOX можно будет измерять и другие детали, изготовленные на ПРЗ, но сейчас всё внимание узлам для нового каркаса. Кабине большегруза 54901 они должны быть точно впору.

Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН

Источник: портал Вести КАМАЗа

promo kamaz апрель 20, 15:04 1
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.