ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

Categories:

История камазовской малолитражки — автомобиля «ОКА» (сокровища камазовского музея XXIV)

Предлагаем вам очередной материал, опубликованный директором Музея «КАМАЗа» Александром Чухонцевым в блоге на информационном портале «Вести КАМАЗа».

21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». Познакомлю вас с информацией, хранящейся в фондах Музея КАМАЗа.

d954119480d81997ccbf6aab3819b45b.jpg
62497491f4b1f24160a78e30d6f5733e.jpg

Начну с самого начала.
1985 год. В одной из местных газет опубликовано интервью с Азаматовым Рамилем Абдреевичем, главным конструктором КАМАЗа по автомобилям.

956c87852bf14b8df1d27207c84ee5f4.jpg

Вот это интервью.

b126f427a6a8c693cab317dbf42531cf.jpg

В июне 1987 года в целях диверсификации  производства было организовано производство малолитражных автомобилей «Ока», директором которого был назначен Белоненко Олег Дмитриевич. На фото внизу Белоненко О.Д. первый слева, рядом с ним генеральный директор КАМАЗа Николай Иванович Бех.

f479e6f2477752f1d71251e68dd5378e.jpg

Под  руководством Олега Дмитриевича был сформирован трудовой коллектив производства легковых автомобилей, в течение короткого времени процесс подготовки производства был завершен и  начался серийный выпуск товарных автомобилей. На фото внизу Олег Дмитриевич Белоненко (в центре) во время торжественного мероприятия, посвященного выпуску 10 000 автомобиля ОКА.

48606f1d7048362b354a647ed38442f8.jpg

В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.

b6fa7cf45ccb577b54ab8aa86e41c8e1.jpg

В июне 1998 года генеральным директором ОАО «Завод микролитражных автомобилей» был назначен Каюмов Васил Кадымович.

c68824221aac06d4bccc96e9d640b102.jpg

Начиная с 1999 года завод непрерывно наращивает объёмы выпуска автомобилей и товарной продукции в среднем на 25% в год.  В результате, всего за четыре года предприятие добилось увеличения выпуска продукции более чем в два раза. Развитие сварочного и окрасочного производства на заводе микролитражных автомобилей позволило значительно увеличить объемы производства, улучшить качество сварки кузовов и окрасочных работ, дополнительно создать около 900 новых рабочих мест.

980d78ed0b974f0de4178f9ff40c0307.jpg

Представляю вашему вниманию несколько фотографий с выпуска юбилейных автомобилей ОКА.

81bb4d02f4acb79efe1c541e0da5ea4e.jpg

76654f910e892b03c231b714422723b7.JPG

4dc4402baa972026fc89d03b289f6950.JPG

В 2003 году ОАО «Завод микролитражных автомобилей» было признано лауреатом премии ОАО «КАМАЗ» в области качества по критериям премии Правительства Российской Федерации. А по результатам конкурса «100 лучших товаров России» автомобиль «Ока» признан дипломантом в номинации «Промышленные товары для населения». В 2005 году выпуск перевалил за отметку 300 000 автомобилей. ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто». В 2006 году производство ОКИ на КАМАЗе было прекращено.

В Музее КАМАЗа хранится уникальный экспонат - след протектора шины первой ОКИ с автографами членов бригады, которые ее собирали 21 декабря 1987 года.

db87d1c15dfc817f241b457d3c8a1c05.jpg

26c9aabfe4ed3fe4456bca4c718a9614.jpg

Ещё несколько фактов об автомобиле «ОКА»

4b2c10221e5833bf0b130c945cdddad2.jpg

Факт №1.
В своём названии «Ока-ВАЗ-1111» микролитражка имела аббревиатуру ВАЗ потому, что её разработкой занимались вазовские специалисты аж с 1969 года, т.е. с самого основания ВАЗа. К 1981 году на ВАЗе уже была разработана конструкция переднеприводного автомобильчика.

Факт №2
Идея разработки и производства микролитражки принадлежит министру автомобильной промышленности СССР Виктору Николаевичу Полякову.

e7e6e270a8ccc5644cadf92491c72220.jpg

Факт №3
На КАМАЗе камазовские конструкторы под руководством Владимира Наумовича Баруна разработали и изготовили свой вариант микролитражки под названием «Мишка» Посмотрите фотографии микролитражек, разработанных камазовскими конструкторами в 1980 году.

4f4697d552e54d2d89e971a413e660b8.jpg

564a6626e999f290b4e1fab5bf447e8b.jpg

98c86f40c14566d23d3b998eaeff63fe.jpg

5e8fe8224f26ed131c51ecad7a3f583e.jpg

183929581abfcc932b79c28908a829fc.jpg

2d0432df74c687159bf78512378fd104.jpg

3f1fbcc6167d75c52f34774a46a34c0b.jpg

Факт №4
15 июня 1983 года в УГК был создан отдел легковых автомобилей. Отдел возглавил Игорь Геннадьевич Смирнов.

92f50376fc55cece2295c0cf86f85ab1.jpg

В отделе работали Б. Сорокин, А. Сухарев. Позднее Смирнова И.Г. в должности главного конструктора КАМАЗа по легковым автомобилям заменил Владимир Павлович Гамага. Гамага В.П. внизу на фотографии первый справа.

dcd0b3d41203574ae29addea142e9fd7.jpg

В период с 1983 по 1985 годы на КАМАЗе были изготовлены опытные образцы микролитражки и в сотрудничестве с вазовскими специалистами устранены первоначальные недоработки по задней подвеске, колесам, тормозам.

ad8e0052e412fc2ba248f126c51edf99.jpg

Посмотрите фотографии опытных образцов «окушки» того времени.

345041de5d586192e7ce53c01e063b70.jpg

e527f2647e79c7fdc5f73d1ed857eca0.jpg

aec1a6b29c8fbc49defb418cb1330218.jpg

705cccb5e3181f27ccad68c470ea5867.jpg

2d1afac5461f31bd8bc16350afb47c65.jpg

Хорошо смотрелся микролитражный автомобиль и с прицепом.

8a3f547ed5c42279be144aa7cd5bce3a.jpg

70d1d952a1a1dec2b9ed55d2ab5a01af.jpg

bbfb81421c1054a8c2d604bc07b3b858.jpg

Факт №5
21 июля 1985 года выходит Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», а 21 июня 1986 года – Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550. Эти два документа послужили началом организации производства легковых автомобилей на КАМАЗе. 10 декабря 1986 года ПЛА (производство легковых автомобилей) было выделено в самостоятельную производственную единицу и было размещено на территории сдаточного корпуса Автомобильного завода.

Факт №6
В июне 1987 года директором производства малолитражных автомобилей «Ока» был назначен Олег Дмитриевич Белоненко. Внизу на фотографии во время первомайской демонстрации Белоненко О.Д. в центре.

2047c3dc7a7d97f615fd403b0cae1879.jpg

Факт №7
В ноябре 1987 года на производстве по выпуску «Оки» работали всего 72 человека. Газета «Рабочий КАМАЗ» в начале декабря 1987 года писала о том, как шла работа в цехе изготовления штампов на модельном участке ПРЗ.

7d773bdc85ae5d40437a01f581c83c1a.jpg

Факт №8
21 декабря 1987 года в сдаточном корпусе Автомобильного завода была выпущена первая «Ока». ЗМА (завод микролитражных автомобилей) ещё не существовало.

5070259e548d841e588076fce7713da2.jpg

Факт №10
Прежде чем наладить серийную сборку «окушек» микролитражкам устраивали серьезные испытания. По полной программе машину гоняли на обкаточном стенде, на треках. Посмотрите на фотографии испытаний «Оки», сделанные в январе 1988 года на пустыре между нынешними Органным залом и ТЦ «Октябрьское».
Кстати, на фотографиях видны конструкции пресс-центра КАМАЗа.

28d825f63b599cef10982d2a8164136e.jpg

25a7a6cc4853c199e707ad1cbc5480e1.jpg

Вверху на фотографии за рулём - Кузина Тамара Викторовна – единственная женщина-испытатель среди 5 водителей-мужчин.

Факт №11
Испытания «Оки» показали, что отечественная микролитражка находится на уровне западных аналогов и может быть рекомендована для экспорта в развитые капиталистические страны. Посмотрите краткую справку по техническому уровню автомобиля «Ока-ВАЗ-1111», составленную в марте 1988 года.

9f3f0746452ab6b4d71f24763cf0bd5f.jpgf8807cc81988e7e90d7bc102511f4bae.jpg

Факт №12
Во время проведения испытаний в 1988 году проводились рекламные акции микролитражек. Известно, что с лёгкой руки Олега Дмитриевича Белоненко «окушки» отправились на Грушинский фестиваль. В Музее КАМАЗа хранятся фотографии, посвященные автопробегу в честь 1 000 000 автомобиля КАМАЗ, где также приняла участие «Ока».

244dfe0d93b20011d5ca3f639e3c7c09.jpg

de6c99d0f5c2395d4b958d269f584cbd.jpg

01e079549f6404787b090d3136add517.jpg

96ee3ee8438a71ef57419fd17f747ef5.jpg

Не забывали и про участие в выставках в то время.

124b1c2802058540f3bad910e135c501.jpg

Факт №13
Еще в феврале 2005 года, когда была выпущена 300 000 «Ока», многим заводчанам казалось, что у «Оки» будущее будет большим и светлым. Но в 2006 году производство микролитражки на КАМАЗе было прекращено. «Окушки» сегодня ещё вижу в городе.)) Гоняют потихоньку….

А в Музее КАМАЗа хранятся старые фотографии народного автомобиля.

cdaf12e36a0d7cdf271cb437f10877db.jpg

ad68c05e9f84756e6b3366a9907bfe56.jpg
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo kamaz april 20, 2018 15:04
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
Comments for this post were disabled by the author