ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz

История камазовской малолитражки — автомобиля «ОКА» (сокровища камазовского музея XXIV)

Предлагаем вам очередной материал, опубликованный директором Музея «КАМАЗа» Александром Чухонцевым в блоге на информационном портале «Вести КАМАЗа».

21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». Познакомлю вас с информацией, хранящейся в фондах Музея КАМАЗа.

d954119480d81997ccbf6aab3819b45b.jpg
62497491f4b1f24160a78e30d6f5733e.jpg

Начну с самого начала.
1985 год. В одной из местных газет опубликовано интервью с Азаматовым Рамилем Абдреевичем, главным конструктором КАМАЗа по автомобилям.

956c87852bf14b8df1d27207c84ee5f4.jpg

Вот это интервью.

b126f427a6a8c693cab317dbf42531cf.jpg

В июне 1987 года в целях диверсификации  производства было организовано производство малолитражных автомобилей «Ока», директором которого был назначен Белоненко Олег Дмитриевич. На фото внизу Белоненко О.Д. первый слева, рядом с ним генеральный директор КАМАЗа Николай Иванович Бех.

f479e6f2477752f1d71251e68dd5378e.jpg

Под  руководством Олега Дмитриевича был сформирован трудовой коллектив производства легковых автомобилей, в течение короткого времени процесс подготовки производства был завершен и  начался серийный выпуск товарных автомобилей. На фото внизу Олег Дмитриевич Белоненко (в центре) во время торжественного мероприятия, посвященного выпуску 10 000 автомобиля ОКА.

48606f1d7048362b354a647ed38442f8.jpg

В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.

b6fa7cf45ccb577b54ab8aa86e41c8e1.jpg

В июне 1998 года генеральным директором ОАО «Завод микролитражных автомобилей» был назначен Каюмов Васил Кадымович.

c68824221aac06d4bccc96e9d640b102.jpg

Начиная с 1999 года завод непрерывно наращивает объёмы выпуска автомобилей и товарной продукции в среднем на 25% в год.  В результате, всего за четыре года предприятие добилось увеличения выпуска продукции более чем в два раза. Развитие сварочного и окрасочного производства на заводе микролитражных автомобилей позволило значительно увеличить объемы производства, улучшить качество сварки кузовов и окрасочных работ, дополнительно создать около 900 новых рабочих мест.

980d78ed0b974f0de4178f9ff40c0307.jpg

Представляю вашему вниманию несколько фотографий с выпуска юбилейных автомобилей ОКА.

81bb4d02f4acb79efe1c541e0da5ea4e.jpg

76654f910e892b03c231b714422723b7.JPG

4dc4402baa972026fc89d03b289f6950.JPG

В 2003 году ОАО «Завод микролитражных автомобилей» было признано лауреатом премии ОАО «КАМАЗ» в области качества по критериям премии Правительства Российской Федерации. А по результатам конкурса «100 лучших товаров России» автомобиль «Ока» признан дипломантом в номинации «Промышленные товары для населения». В 2005 году выпуск перевалил за отметку 300 000 автомобилей. ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто». В 2006 году производство ОКИ на КАМАЗе было прекращено.

В Музее КАМАЗа хранится уникальный экспонат - след протектора шины первой ОКИ с автографами членов бригады, которые ее собирали 21 декабря 1987 года.

db87d1c15dfc817f241b457d3c8a1c05.jpg

26c9aabfe4ed3fe4456bca4c718a9614.jpg

Ещё несколько фактов об автомобиле «ОКА»

4b2c10221e5833bf0b130c945cdddad2.jpg

Факт №1.
В своём названии «Ока-ВАЗ-1111» микролитражка имела аббревиатуру ВАЗ потому, что её разработкой занимались вазовские специалисты аж с 1969 года, т.е. с самого основания ВАЗа. К 1981 году на ВАЗе уже была разработана конструкция переднеприводного автомобильчика.

Факт №2
Идея разработки и производства микролитражки принадлежит министру автомобильной промышленности СССР Виктору Николаевичу Полякову.

e7e6e270a8ccc5644cadf92491c72220.jpg

Факт №3
На КАМАЗе камазовские конструкторы под руководством Владимира Наумовича Баруна разработали и изготовили свой вариант микролитражки под названием «Мишка» Посмотрите фотографии микролитражек, разработанных камазовскими конструкторами в 1980 году.

4f4697d552e54d2d89e971a413e660b8.jpg

564a6626e999f290b4e1fab5bf447e8b.jpg

98c86f40c14566d23d3b998eaeff63fe.jpg

5e8fe8224f26ed131c51ecad7a3f583e.jpg

183929581abfcc932b79c28908a829fc.jpg

2d0432df74c687159bf78512378fd104.jpg

3f1fbcc6167d75c52f34774a46a34c0b.jpg

Факт №4
15 июня 1983 года в УГК был создан отдел легковых автомобилей. Отдел возглавил Игорь Геннадьевич Смирнов.

92f50376fc55cece2295c0cf86f85ab1.jpg

В отделе работали Б. Сорокин, А. Сухарев. Позднее Смирнова И.Г. в должности главного конструктора КАМАЗа по легковым автомобилям заменил Владимир Павлович Гамага. Гамага В.П. внизу на фотографии первый справа.

dcd0b3d41203574ae29addea142e9fd7.jpg

В период с 1983 по 1985 годы на КАМАЗе были изготовлены опытные образцы микролитражки и в сотрудничестве с вазовскими специалистами устранены первоначальные недоработки по задней подвеске, колесам, тормозам.

ad8e0052e412fc2ba248f126c51edf99.jpg

Посмотрите фотографии опытных образцов «окушки» того времени.

345041de5d586192e7ce53c01e063b70.jpg

e527f2647e79c7fdc5f73d1ed857eca0.jpg

aec1a6b29c8fbc49defb418cb1330218.jpg

705cccb5e3181f27ccad68c470ea5867.jpg

2d1afac5461f31bd8bc16350afb47c65.jpg

Хорошо смотрелся микролитражный автомобиль и с прицепом.

8a3f547ed5c42279be144aa7cd5bce3a.jpg

70d1d952a1a1dec2b9ed55d2ab5a01af.jpg

bbfb81421c1054a8c2d604bc07b3b858.jpg

Факт №5
21 июля 1985 года выходит Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», а 21 июня 1986 года – Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550. Эти два документа послужили началом организации производства легковых автомобилей на КАМАЗе. 10 декабря 1986 года ПЛА (производство легковых автомобилей) было выделено в самостоятельную производственную единицу и было размещено на территории сдаточного корпуса Автомобильного завода.

Факт №6
В июне 1987 года директором производства малолитражных автомобилей «Ока» был назначен Олег Дмитриевич Белоненко. Внизу на фотографии во время первомайской демонстрации Белоненко О.Д. в центре.

2047c3dc7a7d97f615fd403b0cae1879.jpg

Факт №7
В ноябре 1987 года на производстве по выпуску «Оки» работали всего 72 человека. Газета «Рабочий КАМАЗ» в начале декабря 1987 года писала о том, как шла работа в цехе изготовления штампов на модельном участке ПРЗ.

7d773bdc85ae5d40437a01f581c83c1a.jpg

Факт №8
21 декабря 1987 года в сдаточном корпусе Автомобильного завода была выпущена первая «Ока». ЗМА (завод микролитражных автомобилей) ещё не существовало.

5070259e548d841e588076fce7713da2.jpg

Факт №10
Прежде чем наладить серийную сборку «окушек» микролитражкам устраивали серьезные испытания. По полной программе машину гоняли на обкаточном стенде, на треках. Посмотрите на фотографии испытаний «Оки», сделанные в январе 1988 года на пустыре между нынешними Органным залом и ТЦ «Октябрьское».
Кстати, на фотографиях видны конструкции пресс-центра КАМАЗа.

28d825f63b599cef10982d2a8164136e.jpg

25a7a6cc4853c199e707ad1cbc5480e1.jpg

Вверху на фотографии за рулём - Кузина Тамара Викторовна – единственная женщина-испытатель среди 5 водителей-мужчин.

Факт №11
Испытания «Оки» показали, что отечественная микролитражка находится на уровне западных аналогов и может быть рекомендована для экспорта в развитые капиталистические страны. Посмотрите краткую справку по техническому уровню автомобиля «Ока-ВАЗ-1111», составленную в марте 1988 года.

9f3f0746452ab6b4d71f24763cf0bd5f.jpgf8807cc81988e7e90d7bc102511f4bae.jpg

Факт №12
Во время проведения испытаний в 1988 году проводились рекламные акции микролитражек. Известно, что с лёгкой руки Олега Дмитриевича Белоненко «окушки» отправились на Грушинский фестиваль. В Музее КАМАЗа хранятся фотографии, посвященные автопробегу в честь 1 000 000 автомобиля КАМАЗ, где также приняла участие «Ока».

244dfe0d93b20011d5ca3f639e3c7c09.jpg

de6c99d0f5c2395d4b958d269f584cbd.jpg

01e079549f6404787b090d3136add517.jpg

96ee3ee8438a71ef57419fd17f747ef5.jpg

Не забывали и про участие в выставках в то время.

124b1c2802058540f3bad910e135c501.jpg

Факт №13
Еще в феврале 2005 года, когда была выпущена 300 000 «Ока», многим заводчанам казалось, что у «Оки» будущее будет большим и светлым. Но в 2006 году производство микролитражки на КАМАЗе было прекращено. «Окушки» сегодня ещё вижу в городе.)) Гоняют потихоньку….

А в Музее КАМАЗа хранятся старые фотографии народного автомобиля.

cdaf12e36a0d7cdf271cb437f10877db.jpg

ad68c05e9f84756e6b3366a9907bfe56.jpg
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo kamaz апрель 20, 15:04 1
Buy for 20 tokens
Подписывайтесь на официальный YouTube-канал ПАО «КАМАЗ»: http://www.youtube.com/c/КомпанияКАМАЗ1969
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments